© Из очерка Максима Тавьева «О Вере Чаплиной»

Чаплина (Михайлова) Вера Васильевна (24 апреля 1908 – 19 декабря 1994) – известная детская писательница, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком. Вера родилась 24 апреля 1908 года в потомственной дворянской семье. Годом раньше родился брат Вася, годом позже – сестра Валя. Большая Дмитровка Семья жила (судя по всему достаточно состоятельно) в самом центре Москвы, на Большой Дмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Мать закончила консерваторию, отец – юрист. После революции 1917г. в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, – вспоминала впоследствии писательница, – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили ее жизненный и творческий путь.

В 1923г. Веру разыскала мать и привезла в Москву. Чуть ли не с первых дней она стала ходить в зоопарк.

«…Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошел незнакомый человек.

- Любишь животных? – спросил он.

Я смущенно кивнула.

- А хочешь изучать их? Приходи к нам, - и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…». П.А. Мантейфель

Незнакомцем оказался Петр Александрович Мантейфель, руководитель только что основанного КЮБЗа . Известный ученый и натуралист-практик, он был еще и замечательным педагогом. «Дядя Петя», как звали его все юннаты, помог определиться в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возился как с собственными детьми. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. В конце 1920-х Вера Чаплина начинает записывать свои наблюдения за животными. И хотя большинство этих записей не сохранилось, по оставшимся видно, что в будущем (порой через десятки лет) они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке». Из этого и даже более раннего времени берет свое начало и рассказ «Хитрые вороны». С детства присматриваясь к поведению зверей и птиц, Вера сталкивалась с неожиданными примерами их сообразительности. Еще в Ташкенте она проводила целые дни в наблюдениях за ловкими действиями черных ворон, которые безошибочно находили на деревьях самые спелые грецкие орехи, приспособились раскалывать их в своеобразных «кузницах» и оригинально запрятывали… Теперь, занимаясь в КЮБЗе она уже как натуралист подробно записывает этот случай, который и послужил сюжетом для рассказа, опубликованного почти пятьдесят лет спустя.

Молодость – время смелых начинаний. В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка.

Площадка молодняка Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка. Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на сборник рассказов о площадке молодняка. Первая книга Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935) имела успех, но сама писательница оценила ее критически, существенно переработав этот текст для нового сборника рассказов, а в последующие издания не включала его вовсе. Литературное творчество, также как и работа со зверями, оказалось для Веры Чаплиной не просто увлечением, а настоящим, серьезным делом. Оно также не терпело к себе поверхностного отношения, требовало желания, настойчивости и чутья.

Как и для многих авторов определяющей для Чаплиной стала ее вторая книга – «Мои воспитанники»(1937). И действительно, вошедшие в нее рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», не только обнаружили собственный стиль писательницы, но и стали одними из лучших в ее творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями еще до своей публикации. «The Christian Science Monitor»  «The Christian Science Monitor»

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за ее пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная ее точного адреса, надписывали конверты просто: Московский зоопарк, Кинули Чаплиной. Вскоре известность становится международной: в декабре американская газета публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит большая книга ее рассказов «My animal friends».

В 1937 году ее назначили заведующей секцией хищников. Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, во время войны была откомандирована в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года ее назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка, где она и встретила окончание войны.

С 1946 года Вера Чаплина уходит из зоопарка на постоянную литературную работу, в 1950 году становится членом Союза писателей. В 1947 году выходит ее новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз Писателей, то рекомендовавшие ее С.Маршак и Л.Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

В послевоенные годы начинает проявляться и другая тема в творчестве Веры Чаплиной. Животные зоопарка зачастую обращали на себя внимание публики своей экзотикой, необычностью самой встречи с ними. Одной из самых распространенных просьб, с которыми обращались к ней в письмах многочисленные юные читатели, было пожелание прислать им львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а кого вы уже вырастили сами? Кормите ли зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки..? Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям.

Скребицкий Единомышленником в этой теме и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живет майский жук.

В соавторстве со Скребицким Чаплина создает сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954).

После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. Конечно, эта жизнь менялась: уже давно там не работал П.А.Мантейфель, с войны вернулись не все ее товарищи. Но оставались ненаписанными многие замечательные истории из недавнего прошлого. Да и настоящее торопило новыми сюжетами – теперь ими делились оставшиеся в зоопарке друзья. Всё это послужило основой для таких рассказов как «Медвежонок», «Кондор», «Марьям и Джек», «Мусик», «Крылатый друг» и для ряда других, вошедших в сборник «Питомцы зоопарка»(1955).

Обложка Питомцы зоопарка 1965г И в дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла как цикл рассказов под этим названием, так и цикл «Мои воспитанники» – свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году.

В 1950-60-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и ее книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало московскому издательству «Международная книга», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» на испанском, хинди, арабском и других языках.

Вера Чаплина с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. С возрастом этот талант не только позволял писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. И как становится увлекательным и забавным следить за проказами прожорливого семейства воробушка Пика! Как захватывают перемены, происходящие в жизни дворняги Мухтара – как будто они происходят с нашим собственным участием. Даже с виду малосимпатичная жаба оказывается занятной и узнаваемой Хромкой. И вот уже мир рассказа в чём-то меняет реальную жизнь читателя – ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. И, быть может, не только к зверям, но и к людям.

Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчетливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961), полностью раскрылись в цикле ее поздних рассказов «Случайные встречи» (1976)…

Вера Васильевна Чаплина

Некоторые материалы о творчестве Веры Чаплиной

© При использовании данного текста ссылка на автора обязательна.

На главную

Сайт управляется системой uCoz